Light-Wind.Ru - оборудование для виндсерфинга
     
     
  GISMETEO: Погода по г.
Москва  
 

Советы по настройке оборудования

строение паруса и доски

Эта статья помогла уже немалому количеству новичков в подгонке своего оборудования. Чуть позже, когда вы начнете более тонко чувствовать собственное снаряжение, вы сами будете знать, что и как регулировать.Существует несколько регулировок, благодаря которым можно достаточно точно настроить свою матчасть под какие-то конкретные условия катания: сила ветра, высота волны, физические возможности и т.д. Мы назовём наиболее важные из них. Сразу хочу уточнить, что цифры, приведённые ниже, усреднённые, так как любой парус требует индивидуальных настроек. Итак:

Регулируемый узел Общие рекомендации по регулировке Влияние на катание Советы по устранению недостатков
1. Набивка паруса по мачте

Увеличивая или уменьшая натяжение по мачте, вы изменяете полноту профиля паруса. В условиях слабого ветра парус натягивают так, чтобы тыльная кромка паруса была "мягкой" до первой латы. В условиях среднего ветра, задняя кромка должна быть "мягкой" до второй латы. При сильном ветре и максимальном натяжении по мачте, задняя кромка должна быть "мягкой" до четвертой латы. Такой способ натяжки паруса осуществляется натяжением или стравливанием шкота в нижнем шкотовом углу паруса в пределах 2-4 см.

Не так легко перетянуть парус по мачте, как с другой стороны, очень легко недотянуть его. Парус с системой натяжки vts лучше всего настраивать на значении между средней и максимальной меткой. Хотя многие профи настраивают парус далеко за максимальным значением. Это объясняется тем, что они ходят в условиях сильного перебора в парусе.

Более сильное натяжение по мачте дает парусу большую стабильность в условиях сильного ветра, а также облегчает работу во время выполнения маневров.

Слабая набивка паруса по мачте дает увеличение мачт-кармана ("пуза") паруса, это даёт увеличение тяги паруса,что полезно в условиях слабого ветра. Если отпустить очень сильно – это может привести к уменьшению контроля и ощущению тяжести паруса.

Если ветра становится много – выбейте парус сильнее, он станет более плоским и начнёт скидывать лишний ветер. На практике это выглядит примерно так: если на вашем парусе написан размер по мачте 442, то берёте 430 мачту, удлинитель выставляете на 12 см и тяните. Увидите, что как только шкив блока будет подползать к концу удлинителя на парусе, между 2-ой и 3-ей латами появится складка. Если вы будете продолжать набивать, то эта складка будет смещаться к мачт-карману и верхняя часть паруса будет свободнее. Это и есть изменение профиля. Рабочий диапазон 2-3 см. (на больших парусах немножко больше.) Есть хороший совет, как проверить максимальное натяжение по мачте для паруса: установить длину гика на 1-2 см большее, чем указано на парусе. Перед набивкой по мачте, максимально натяните парус по гику. После этого делайте набивку по мачте до тех пор, пока натяжение вдоль гика не пропадет. В этот момент и будет обычное максимальное натяжение по мачте. От этого момента нужно стравить натяжение по гику до указанного на парусе значения. При такой настройке паруса, его натяжение по мачте для установки на слабый и средний ветер будет производиться в пределах 2-4 см натяжкой нижнего шкота.

2. Набивка паруса по гику После набивки по мачте, подтяните шкот по гику на 2-3 см. Парус не должен касаться гика! Форма паруса на воде сама показывает, как он набит. Увеличение натяжения паруса по гику делает парус более плоским, тем самым уменьшая силу тяги, и увеличивая маневренность и контроль при очень сильном ветре. Изучать натяжку паруса лучше всего на воде. Если во время катания от заднего шкотового угла расходятся стреловидные складки, значит сильная перебивка по гику. Если парус касается гика в районе шкотового угла, то добейте по гику на 1-2 см. Обычно помогает. Если помимо этого парус касается гика в других местах, значит слабая набивка по мачте.
3. Натяжение лат Большинство парусов сопровождается инструкцией по натяжению лат. Чрезмерное натяжение влечет за собой выгибание латы в форме буквы S и плохо влияет на жесткость паруса. Следует помнить, что новый парус легко растягивается. Но, после нескольких катаний, наступает предельное растяжение. После этого латы не нужно донастраивать.
4. Высота гика Минимальная высота гика – на уровне груди, максимальная – чуть ниже уровня глаз. Если заложить мачту на корму доски, то гик должен отступать на 3 – 4 см от кормы. Поднятие гика вверх помогает более раннему выходу на глиссирование. Но, при сильных ветрах слишком высоко поднятый гик может способствовать потере контроля над доской. Для начинающих советуем устанавливать гик на уровень плеч. Все остальные регулировки высоты будут зависеть от вашего катания.
5. Установка трапеционных петель Петли размещаются на гике между ладонями. Расстояние между фиксаторами петель должно быть не шире 2-х ладоней. Петли, сильно выдвинутые вперед к мачте, загружают заднюю руку и не дают добрать парус. Петли, сильно выдвинутые назад к гику, грузят переднюю руку. Очень широко расставленные петли ослабляют контроль паруса. Нужно помнить о смене положения петель при использовании одного гика для двух разных по размеру парусов. При сильном ветре трапеционные петли ставят дальше от мачты, при слабом – наоборот, ближе к мачте.
6. Длина трапеционных петель По длине можно дать общие рекомендации, т. к. она выбирается в зависимости от мастерства езды, типа трапеции и условий, в которых применяются. Для начинающих проще использовать более длинные петли. В наличии хорошо иметь петли нескольких размеров или варио-петли регулируемой длины. Короткие петли используют для слалома на плоской воде, более длинные - для езды, связанной с большим количеством маневров. Также рекомендуется использовать петли большей длины при сильном переборе в парусе. Это помогает избежать "катапультирования" и упрощает процесс контроля вооружения.
7. Длина плавника Длина плавника зависит от величины паруса и приблизительно рассчитывается по формуле S * 5+4=L, где S - площадь паруса(кв.м), L - длина плавника. Добавьте(отнимите) пару сантиметров, если вы весите больше(меньше) чем 75 кг. В последнее время не всё так однозначно, типов досок стало много и эти цифры могут отличаться. Вне зависимости от класса доски к ней рекомендуют диапазон плавников. В идеале вам необходимы два плавника: большой - для умеренных ветров и маленький - для сильных. Попробуйте меньший плавник, если скорость ветра очень большая. Это увеличит маневренность. Используйте больший плавник при слабом ветре. Это поможет раньше выйти на глиссирование и лучше лавироваться. Важно научиться распознавать, когда много плавника и когда его длины недостаточно.Так как легко принять перебор в плавнике за перебор в парусе. Признаки перебора в плавнике: вы постоянно идёте круто к ветру и сменить галс проблематично; наветренная кромка продолжает подниматься и удержать доску в горизонтальном положении становится всё сложнее и сложнее, ноги начинают затекать, но как только вы их расслабите - нос доски начинает взлетать, а корма гулять. Признаки недобора в плавнике: доска начинает спинаутить, тяжело идти круто к ветру, глиссируете только в бакштаг или зацепившись за волну.
8. Установка ножных петель Расположение ножных петель очень похоже на всех досках, кроме вэйв. Задняя петля располагается так, чтобы край ее был на одной линии с передним краем плавника. Раздвижка петель зависит от роста, умения и условий катания. Серфер, рост которого 175-180 см, должен иметь расстояние между петлями около 55 см (от середины до середины). Люди с большим ростом могут увеличивать до 57 см, а с меньшим на пару сантиметров меньше, но не меньше 53 см. Передвигайте переднюю петлю вперед при сильном ветре, сильном волнении и при прыжках. При слабом ветре и плоской воде возвращайте в среднее положение. При установке петель существует одно правило: чем труднее условия, тем шире петли. Менее опытные райдеры чувствуют себя лучше при широкой расстановке петель. Установка «ближе – дальше" от продольной оси доски. Ближе к бортам доски петли устанавливают при использовании больших плавников и сильного ветра, а также для хождения острым курсом. Дальше от бортов(ближе к продольной оси) - при более маневренной езде(для маленьких досок и сильного ветра), слабом ветре и меньшем опыте катания(для больших досок).
9. Место установки шарнира Общие рекомендации: чем максимальнее рекомендованный размер паруса для данной доски, тем ближе к носу ставится шарнир. Соответственно, чем минимальнее парус, тем ближе к корме шарнир. Подвиньте шарнир вперед если: - доска идет так, как будто имеет «тяжелую» корму и имеет тенденцию к обострению курса, что затрудняет контроль; - имеете трудность в доборе паруса; - желаете идти остро к ветру. Передвиньте шарнир назад если: - трудно "увалить" доску и нос зарывается в воду; - хотите иметь хорошую скорость на плоской воде. Погон стал гораздо короче, чем несколько лет назад, поэтому установка шарнира требует очень тонкой настройки. Буквально несколько сантиметров сдвига влияют на поведение доски. Не ставьте шарнир посреди погона, если на предыдущей доске это вас удовлетворяло. Каждая доска имеет свое оптимальное положение шарнира.

В заключение хочется добавить, что один и тот же комплект можно настроить по-разному. Ну что ж, надеемся, что эти советы помогут вам в освоении виндсерфинга и достижении новых горизонтов катания. А со временем и сами научитесь чувствовать ветер, доску и парус. Удачи всем!!! Мастерство приходит с практикой и опытом. Дерзайте – и у вас всё получится!!!

Использованы материалы статьи "Настройка, оборудование" из журнала "Windsurfing" №2 2000 г. Перевод и обработка С. Гансалес; материалы сайта http://vladwind.ru/

Дата: 03.03.2008

   
Rambler's Top100
design©2007 SnowKitty